Публикации

«Киноотрасль по-прежнему подвержена «Детским болезням»

БК-ACTION! В октябре ваша компания была соорганизатором прошедшего в Италии «Российского Киносаммита». Как вы оцениваете итоги этого мероприятия? Какие темы, обсуждаемые в рамках киносаммита, показались вам наиболее актуальными? АЛЕКСАНДР РУБИН.

Я оцениваю мероприятие как весьма успешное. Для нас это был новый формат и первый опыт, мы накогда раньше глобально не участвовали в подобных саммитах. Хедлайнером мероприятия выступила компания «Деловая Русь», которой мы крайне признательны за приглашение к сотрудничеству. Полагаю, что формат киносаммита нужно развивать.

Наше выступление базировалось на сравнении кассовых сборов 3D-релизов, вышедших в 2009 году, на общей истории развития этого процесса и на том, где и как в этом направлении можнозарабатывать, получать дополнительную прибыль. Тем самым мы вновь доказали кинотеатрам экономическую целесообразность использования современных технологий. Сейчас, я надеюсь, наше сотрудничество будет продолжено.

Много дискуссий вызвала тема «Единого электронного билета». Но для нашей компании наиболее актуальными стали вопросы, связанные с перспективами развития цифрового и стереокино, а также применение новых технологий в показе рекламы на экранах кинотеатров. Мы обсуждали новые финансовые возможности и более гибкие схемы в процессе переоснащения или дооснащения кинозалов. В целом, мне показались информативными и познавательными несколько профильных тем, относящихся к концессионному бизнесу и разного рода решениям для кинобаров.

Подобные встречи с «игроками» киноиндустрии никогда не бывают бесполезными. Проблемы и сложности, которые мы обозначаем, обсуждаются и находят решения исключительно в дискуссионном порядке. Все мы — часть свободного рынка, поэтому существующие у нас законы вырабатываются самим рынком и его участниками. Без общего понимания проблематики, с которой мы сегодня сталкиваемся, и методологии решения этих задач мы не придем к положительным результатам. Образовательно-разъяснительная миссия, которую мы и наши соорганизаторы возложили на себя, дала возможность еще раз обсудить текущие проблемы и задачи, что обязательно скажется на развитии отрасли в будущем.

БК-ACTION! Назовите свою пятерку лидеров прошедшего 2009 года в кинобизнесе — событие года, персона года, сюрприз года, разочарование года, главный итог этого года. РУБИН.

Событие года — релиз АВАТАРА в 3D. Качество 3D-технологий в картине просто поражает. И все, конечно, ожидают больших сборов. Человек года — Никита Михалков. Его проекты я считаю очень современными и многообещающими для российского кинобизнеса. Сюрприз года — наработка на 3D-экраны ВСЕ ЕЩЕ выше, чем на 2D. Разочарований, пожалуй, нет. Главным результатом прошедшего года для нас стало статистическое доказательство того, что будущее — за новыми цифровыми и 3D технологиями!

Конечно, год еще не закончен, и итоги подводить рановато, но общая тенденция дает повод для радужного настроения. Мы считаем, что кинопрокатный бизнес в России, к счастью, не показал глобального падения в связи с общей экономической ситуацией. Несмотря на спад в октябре, связанный с отсутствием мощных кинорелизов, индустрия продолжает удерживать весьма неплохие позиции. Я возлагаю большие надежды на два последних месяца. Прекрасные перспективы у АВАТАРА — это один из самых ожидаемых 3D-релизов не только 2009 года, но и за последний период развития стереокино. Мы все готовимся к этому событию: кинотеатры продолжают ставить новое оборудование, а мы стремимся им в этом помочь.

Сейчас уже однозначно можно отметить, что 2009-й принес более 200 цифровых и стереокинотеатров нашей стране — более чем двукратный рост по сравнению с итогами 2008 года. Общее количество кинозалов в стране также увеличилось, и хотя по сравнению с 2008-м рост замедлился вдвое по общему количеству залов, но я считаю это неплохим результатом. Сейчас ситуация, как чувствуем мы в компании"Кинопроект«, начинает стабилизироваться. Появляются девелоперы, которые замораживали свои проекты на какое-то время, возобновляется строительство торговых центров, что дает надежды на последующий рост в 2010 году.

Кризисная ситуация лишний раз доказала всем участникам рынка, что киноотрасль еще находится в стадии своего первоначального развития. Ей пока далеко до самостоятельности, независимости от внешних факторов, и она по-прежнему подвержена «детским болезням», когда «ветер за дверью» побуждает нас к решительным действиям. То, что потеряно, к сожалению, придется наверстывать несколько лет. Темпы, которые были раньше, вряд ли будут нам доступны в ближайшее время.

Однозначным трендом стали цифра и 3D, о которых мы не можем не говорить. Количество 3D-проектов в этом году уже достаточно велико, эти релизы дают прекрасные сборы. Вспомним выход картин МОНСТРЫ ПРОТИВ ПРИШЕЛЬЦЕВ, ВВЕРХ, ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 3, ОБЛАЧНО ВОЗМОЖНЫ ОСАДКИ В ВИДЕ ФРИКАДЕЛЕК, ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ и в скором времени АВАТАР. Их кассовые сборы показывают кинотеатрам многократный рост по сравнению с обычными, «плоскими» экранами. В 2010 году уже намечено более 20 3D-релизов. Их будет больше, а значит, тренд сохранится. Сейчас люди более активно начинают ставить цифровое 3D-оборудование в уже существующие залы и на вновь открывающихся площадках. Если раньше кинотеатры задумывались, ставить цифру или нет, то сегодня скорее обсуждается, сколько будет цифровых залов (в многозальном кинотеатре) — один, два или три. Очевидной тенденцией становится вытеснение цифровыми кинотеатрами старых технологий. Из уникальной особенности и подвижничества она начинает превращаться в нормальный, системный бизнес.

БК-ACTION! Ваш прогноз на 2010? Как вы считаете, что выступит на первый план, а что окончательно уйдет в прошлое? Хватит ли нашим цифровым экранам 3D-контента в 2010 и 2011 годах? РУБИН.

Надеюсь, в 2010 году на первый план выступит качество кинопродукта. Это не совсем мой сегмент рынка, об этом лучше говорить с создателями картин. Но я надеюсь, что безумный вал отечественных картин, снятых по принципу «чем больше, тем лучше», наконец-то закончится. А количество перейдет в качество. Экономическая ситуация 2009 года поможет инвесторам, продюсерам и режиссерам осознать, что снимать низкокачественные, откровенно слабые картины, чтобы заработать какие-то небольшие деньги и занять весьма странную нишу для малообразованной публики, не стоит. Таких картин было много, мы все знаем их названия. Хочется верить, что талантливые и качественные работы начнут занимать больше времени на экранах кинозалов и более достойное место в умах зрителей и кассовых отчетах. Относительно техники процесса — рост должен продолжиться. Необходимо «реанимировать» торговые центры, что позволит увидеть в конце 2010 года 2300-2400 кинозалов в стране. Если следовать тенденции этого года, то можно надеяться, что количество цифровых залов с 5-6% возрастет до 15% к концу 2010 года.

Вопрос «Курица или яйцо?» заботит человечество уже множество тысячелетий.

3D-контент ли является драйвером для развития индустрии, или количество кинотеатров является поводом для продюсера создавать 3D-картины? Я думаю, что эти вещи взаимосвязаны. Контент — это король, фильмы диктуют индустрии направление развития. Количество 3D- релизов вряд ли в 2010-2011 годах будет кратно увеличиваться, потому что общая экономическая ситуация 2008-2009 годов отразилась на продакшне не только в России, но и во всем мире. Но даже с учетом того, что в будущем году мы ожидаем более 20 картин, в 2011 году уже известны названия более 10 проектов (а впереди еще столько времени!), можно точно сказать, что падения количества картин не будет. Его достаточно, чтобы выходящие два раза в месяц 3D-релизы занимали достойное место на экранах наших кинотеатров. 3D-контент живет на экранах гораздо дольше, чем обычный. Связано это с технологией и с тем, что 3D-релиз не подвержен пиратству и воровству. Поэтому для кинотеатра нет задачи получить каждую неделю новый 3D-проект. Бояться совершенно нечего: лент уже достаточно, чтобы в многозальном кинотеатре несколько стереозалов были полностью загружены.

Наша компания в то же время активно движется в сторону развития сервиса обслуживания цифровых кинотеатров. Если два года назад у нас были первые и единственные в стране инсталляции, то сегодня количество наших 3D-залов и просто залов исчисляется двумя сотнями. Поскольку для персонала кинотеатра зачастую это новая технология, их нужно обслуживать и поддерживать. В этом году мы ввели в эксплуатацию «Центр удаленного управления» — общий сетевой центр, который собран в Москве на нашей базе, с помощью которого мы можем дистанционно обслуживать, мониторить и контролировать цифровые кинотеатры по всей стране. Мы движемся в сторону поддержки наших клиентов, регулярного кинообслуживания и всего, что связано с цифровым оборудованием.

Подготовила Анастасия ДУГИНОВА
«Бюллетень кинопрокатчика» № 12 (41) декабрь 2009.

К списку публикаций