Публикации

Время собирать камни

Интервью генерального директора компании "Кинопроект" А.Ю. Рубина ежедневной газете Российского Международного Кинорынка "Кинорынок DAILY"

Александр, на ваш взгляд, с какими итогами мы завершаем 2009 год?

Мы достигнем 250-ти «цифровых» экранов или близкого количества уже к концу 2009 года. Впервые за всю историю цифрового кино сборы «Аватара» будут сравнимы, если не больше со сборами от 2D, на мой взгляд. Такие результаты станут убедительным доказательством для кинотеатров того, что сборы от 3D перестали быть экзотикой.

Итогом года можно назвать и то, что установка цифрового оборудования перестала быть модной, интуитивной или просто прогрессивной.

Основная проблема 2009 года - понимание игроков рынка недоразвитости инфраструктуры кинопоказа, несмотря на существующие показатели роста залов. Если не будет поддержки государства в решении проблем кинопоказа в малых городах, то мы не выйдем на высокие показатели, даже, несмотря на рост цифровых релизов и рост сборов этих картин. Сегодня бизнесу, который «поднимал» кинопоказ до кризиса требуется помощь. Как она будет реализована, в виде государственно-частного партнерства, прямой поддержки или как-то еще, неважно. Но она нужна. Будет ли введен механизм отчислений от сборов иностранных картин в пользу проката отечественных, дополнительные налоги или будет реализована иная инициатива, надо обсуждать. Но сегодня нужно больше поддерживать не производство, а развитие инфраструктуры кинопоказа. Нужно обратить внимание и на другие проблемы, а не продолжать датировать то. что не приносит денег.

По мнению компании «Невафильм» рост «цифровых» залов в 2010 году может остановиться на отметке 400+ , если не будет принято каких-то мер по поддержке такого перехода. Вы разделяете эту точку зрения?

Я не испытываю подобного пессимизма. 250 цифровых залов - это далеко не все прогрессивно настроенные владельцы залов и не 100% рынка. Наоборот, статистика сборов в 2009 году, говорит о том, что «цифра» будет и дальше завоевывать сердца владельцев кинотеатров. Просто раньше кинотеатр покупал «цифру» под влиянием внешних факторов, делая интуитивную ставку на новые технологии. Не было четкого знания, как окупать, как возвращать деньги. Теперь же ситуация меняется. Дополнительная стереонаценка стала привычной и системной. Лояльность посетителя кажется уже очевидной. Поэтому вряд ли, конечно, в 2010 году количество цифровых залов увеличится кратно, но то, что темпы роста буду не меньше, я уверен.

Дополнительным аргументом может служить и общая экономическая ситуация, которая с нашей точки зрения выправляется.

На ваш взгляд, эффективно ли кинотеатры используют возможности «цифры» для работы с альтернативным контентом?

Существующие возможности недооценены сегодня и. не используются в полную силу, хотя я считаю, что постепенно ситуация будет изменяться. Кинотеатры «распробуют» альтернативный репертуар. Основным препятствием можно назвать особенности русской национальной культуры. Большая часть «альтернативных» фильмов, концертов, и т.д. создается для европейской или американской публики, что не всегда востребовано в России. Так же «альтернативный» контент производится для очень узкой, адресной аудитории, которая в нашей стране не ходит в кинотеатры. Для разовых акций у кинотеатра находятся силы, для организации регулярных показов, пока нет.

Означает ли это, что, установив «цифровое» оборудование, кинотеатр даже не стремится использовать его максимально, «простаивая» между громкими релизами?

Нет, я бы так не сказал. У кинотеатров, которые расположены в малых городах, нет автоматического попадания в состав кинотеатров первого экрана. Установив «цифру», кинотеатр расширяет свои возможности. Ведь раньше кинотеатр либо попадал в список первых экранов (пленочных копий было больше и хватало на всех), либо работал вторым и третьим экранами. А сейчас, когда пленочных копий стало меньше, кинотеатр чаще теряет возможность работать первым экраном, если у него не установлено «цифра».

Второе преимущество «цифры» - это библиотека фильмов. Кинотеатр со временем создаст свой собственный архив и, получая повторно ключ, может делать любой ретроспективный показ. Чем вам не альтернативная работа?

Но ведь существовала проблема с достаточным местом на серверах, что мешало-таки созданию библиотек.

Эта проблема решается очень легко. Производители серверов уже сегодня предлагают готовые решения по увеличению объемов дискового пространства.

Каким образом кинотеатр может воспользоваться фильмами из библиотеки спустя какое-то время притом, что у дистрибьютора на тот момент уже могут закончиться права на их прокат?

В таком случае никак. Но ведь ничего не стоит на месте. Цифра развивается достаточно быстро. Дистрибьюторы, ранее покупая права на картины, никак не могли учитывать это. Раньше не было необходимости покупать права на длительный период. Сегодня ситуация такова, что прокатчик понимает необходимость пролонгации некоторых договоров.

С приходом «цифры», все начинает меняться и сроки прокатных договоров в том числе.

Понятно, что открытие залов в основном приурочивают к громким релизам, но ведь и после них жизнь продолжается.

К списку публикаций